Киноленту про «Тех, кто есть, кто существует» снимут на Камчатке
Документальный фильм о Камчатке и её коренных малочисленных народов снимут на полуострове. Сейчас съемочная группа уже встречается с представителями народностей и собирает интересный материал, который войдет в основу кинокартины. Об этом сообщает ИА «Сопки».
Кинолента снимается в рамках реализации социального проекта под названием Малые народы большой страны. Традиции, язык, фольклор» фонда поддержки кино, радио, телевидения, мультимедиа и анимации Николая Расторгуева. По словам членов съемочной группы, людей, относящихся к малым народностям, сейчас осталось очень мало и именно поэтому крайне важно сохранить память о них, их языке, культуре и традициях.
Как заявляет директор Камчатского центра народного творчества Ольга Мурашева, перед тем как специалисты прилетели в регион для съемки фильма, была проведена большая работа.
«Предварительно была проведена масштабная этнологическая работа с целью сбора материала по мифологии, фольклору, языкам, религиям и быту коренных народов», - сказала Мурашева.
Так, в начале осени, специалисты отправятся в село Манилы Пенжинского района, а также побывают в сёлах Тиличики, Ачайваям, Хаилино Олюторского района.
Сегодня принято выделять 4 группы коренных народностей Камчатки. Они присутствовали в списке выше и подчеркнуты. Да, у коряков, эвенов, чукчей, ительменов имеется и собственная неповторимая культура, и язык, и древние традиции с обычаями.
Кто там?
«Итэнмэн» - «Тот, кто есть, кто существует». Так переводится с ительменского языка название древнего народа. Издревле ительмены занимали большую часть территории Камчатки. Но на сегодняшний день этот самобытный народ компактно проживает в селе Ковран Тигильского района, а также небольшими группами на всей территории полуострова. Главные занятия ительменов - рыболовство, собирательство, охота на морского и лесного зверя.
«Чавчувены» - оленные коряки (чавчу - оленевод). Чавчувены заселяют внутренние районы Камчатки. Для чавчувенов оленеводство - основное, если не единственное занятие. Олень дает все необходимое для жизни: мясо в пищу, шкуры - на изготовление одежды (кухлянок, малахаев, торбасов), строительство переносных жилищ (яранг), кости - на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир - на освещение жилья. Олени для чавчувенов являются и средством передвижения. Зимним и летним жилищем оленных коряков служит каркасная переносная яранга. Одежда шьется глухого покроя.
«Эвены» - издревле проживали на Северо-востоке России. В процессе миграции эвены расселились по огромной территории: в Магаданской области, Республике Саха (Якутия) и Камчатском крае. Традиционное занятие эвенов - охота на дикого оленя, лося, барана, а в прибрежных районах - рыболовство и, отчасти, охота на морского зверя. Эвены около 2000 лет назад одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое остается их основным занятием до настоящего времени. Эвены - единственный народ, который ездит верхом на олене.
А что там, в этих селах?
Корякское село Манилы расположено около побережья Пенжинской губы Охотского моря. Это один из самых труднодоступных населенных пунктов Камчатки. Добраться до Манил можно только по воздуху — на вертолёте. Вокруг села — тундра. Первые упоминания о месте, где сейчас стоит село Манилы, датируются 1658 годом. По легенде, село названо по имени хозяина одинокой яранги Майнеле, который жил в устье реки Пенжина.
Тиличики — административный центр Олюторского района. Село расположено в северо-восточной части полуострова на берегу залива Корфа Берингова моря. В 1740-м году русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки Степан Крашенинников упоминал об острожке Теллечи. Название села происходит от корякского слова «тэллычан» — «дверь жилища». Почти треть жителей этого села — коряки.
Ачайваям — уникальное село в Олюторском районе на востоке полуострова. Так же и называется речка. Впервые было упомянуто в 1745-м году в русских хрониках. Оно было основано на месте корякского стойбища. Сегодня большинство селян по официальным документам — чукчи, есть эвены и коряки. Все они занимаются оленеводством, рыболовством и охотой. Из-за отсутствия дорог в Олюторском районе, село связано с внешним миром только авиасообщением.
Село Хаилино расположено в междуречье рек Вывенки, Тылъоваяма и Куюла рядом с Большим Кривым озером. Село довольно молодое. Оно возникло в 1932 году при оленеводческом совхозе. Название произошло от корякского слова «хайильин» — короткая шея. Добраться до села можно на самолете АН-2, вертолете или на автомобиле и по дороге-зимнику. В селе живут чукчи, эвены и коряки.
Стоит отметить, что один из древнейших народов Камчатки — коряки. Как полагают исследователи, этот народ появился на полуострове более 15-ти тысяч лет назад. Коряки — создатели Охотской культуры, ставшей базой для всех народов Дальнего Востока, включая Корею и Японию. Чукчи появились на севере Камчатки уже в нашем тысячелетии — они пришли сюда в поисках оленьих пастбищ.
Легенды и культура народов Камчатки
Земля Камчатки издревле была заселена племенами, которые в основном занимались охотничьим промыслом и оленеводством. Эти народы, пройдя свой исторический путь из глубины веков, сохранили свою идентичность и в наше время. Их культура интересна и богата преданиями и легендами, которые изначально основывались на древней, мифологической картине мира. Коренные жители Камчатки - коряки, ительмены, чукчи, эвены, айна. Хотя это разные народности, в их мифологии и традициях есть много общего. Связывает их и сходство некоторых легенд.
Происхождение названия полуострова также окружено легендарными историями. Русский исследователь Б.П. Полевой в своей книге "Новое об открытии Камчатки" довольно подробно рассмотрел разные версии происхождения слова "Камчатка", в том числе и легендарные. Среди них наиболее популярны два мифа: о богатыре Хончаате, который побеждал своих врагов в основном хитростью, и о двух несчастных влюбленных - ручье Каме, сыне горного хребта, и речке Чатке, дочери вулкана, которые, не в силах вынести разлуку, бросились с крутой сопки и так смогли не разлучаться, объединив свои имена.
Разумеется, ученые рассматривают такие версии только как сказочные, тем более, что история про Кама и Чатку совсем недавнего происхождения.
Познакомиться с народами Камчатки и их культурой можно во время путешествия. На полуострове открыты культурные центры, где рады гостям и всегда готовы предложить туры по историческим местам или на стойбища, которые работают для туристов круглый год. Коренные народности накормят своей традиционной едой, станцуют танец, который передается из поколение в поколение и ответят на все-все вопросы.