Олег Кожемяко рассказал об особой роли Приморья в развитии Дальнего Востока
В результате переориентации российской экономики Приморье оказалось в эпицентре новой внешнеэкономической политики страны и ее бурного развития в этом направлении.
— Специфика Приморского края — в особой роли передового рубежа России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это транспортно-логистический, интеллектуальный, технологический и гуманитарный хаб нашей страны, который быстро развивается и приобретает всё большее значение. Особое внимание федерального центра к нашему региону позволяет внедрять системные меры, с помощью которых в Приморье идут инвестиции, строится жилье, развивается сельская местность и инфраструктура, осуществляется поддержка ключевых проектов и производств. Всё это напрямую влияет на качество жизни дальневосточников.
Приморье традиционно ориентировано на Восток. Основными торгово-экономическими партнёрами нашего края являются именно страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на их долю ежегодно приходится более 80% внешнеторгового оборота Приморья.
— А какая из стран АТР, по вашему мнению, станет ключевым партнером региона?
— В тройке основных стран-партнеров Приморского края — Китай, который наряду с Японией и Республикой Корея развивают с нами партнерские отношения. Также динамично развивается сотрудничество с Вьетнамом, Индией и Монголией.
По итогам 2022 года 57,5% от внешнеторгового оборота Приморья в собственном выражении составил Китай. Мы поставляем в Китай в основном рыбопродукцию и ракообразных (35,4%), лесоматериалы (14,2%), нефтепродукты (12,7%), соевые бобы (20,4%), готовые корма для животных (1,7%), масла и жиры (1,7%).
В целом в 2022 году внешнеторговый оборот края вырос почти на 20% — с 7,1 млрд долларов до 8,5 млрд долларов. Количество стран-партнеров увеличилось с 74 до 120. В текущем году тенденция продолжается. При этом торговля с Китаем растет опережающими темпами. По итогам первого квартала наш внешнеторговый оборот вырос на 62% — с 1,3 до 2,2 млрд долларов, а доля КНР во внешней торговле превысила 65%.
Приморский край обладает значительным экспортным потенциалом. Спросом на азиатском рынке пользуются морепродукты, древесина и изделия из неё, сельскохозяйственные культуры — соя и кукуруза, качественные и экологически чистые продукты питания, в перспективе свинина, говядина, молоко. В планах — экспорт сжиженного природного газа (СПГ), гелия, метанола. Со странами Азии работает более 90% экспортёров Приморского края.
— В период пандемийных ограничений не удавалось встречаться с китайскими партнерами. Но в 2023 году Китай, наконец, открылся. С этого момента вы неоднократно совершали рабочие поездки в КНР. Самой громкой и крупной, пожалуй, можно назвать поездку на Харбинскую международную торгово-экономическую ярмарку. Как вы оцените итоги этой поездки, насколько она была результативной?
— Активное участие делегации Приморского края в 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке послужило хорошим импульсом для восстановления и дальнейшего развития нашего сотрудничества. Было много встреч на самых различных уровнях — с первыми секретарями КПК провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, с мэрами приграничных с Россией городов, например, Хуньчунь, Суйфэньхэ, а также с китайским бизнесом.
Ключевыми темами обсуждения на всех площадках были инициативы в области совершенствования транспортной логистики. Это совместное развитие транспортной, дорожной и портовой инфраструктуры, реализация проектов строительства новых портов — таких как насыпной порт в Славянке, порт в бухте Суходол с зерновым терминалом. Предложили осуществлять транзит китайских грузов через железнодорожную и портовую инфраструктуру Приморья в южные китайские порты и страны АТР.
— Сегодня на территориях опережающего развития Приморья реализуются совместные инвестиционные проекты?
— Приморский край видит широкие перспективы инвестиционного партнерства с КНР в рамках уникальных стратегических проектов — территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток. Наши зарубежные партнеры и инвесторы уже смогли оценить те льготные условия ведения бизнеса, которые действуют на этих территориях. Сегодня в зонах опережающего развития реализуется 42 проекта с участием китайского капитала, объем вложений уже составил семь миллиардов рублей из заявленных 65 миллиардов рублей.
Мы предложили потенциальным инвесторам участвовать в проектах по различным направлениям. Это развитие портовой, логистической, дорожной инфраструктуры, жилищное строительство, сельское хозяйство, создание высокотехнологичных производств. Наши инициативы нашли понимание у китайской стороны. Продолжаем работать дальше.
— Какие проекты по модернизации и строительству новых портовых мощностей в Приморье планируется реализовать?
— Бизнес воспринял позитивно масштабный поворот на Восток и инициировал ряд инвестиционных решений. Ведется проектирование и строительство новых портов с грузооборотом порядка 163 млн тонн -Суходол, «Вера», «Коулстар», ВМТП, ВСК, Аврора и другие. Создаются «сухие порты» общей мощностью до трех млн TEU в год. Один из крупнейших — на 1 млн TEU — строится в Артеме. Модернизируются существующие мощности. В итоге к сегодняшней обрабатываемой грузовой базе в 150 млн тонн мы ежегодно планируем прибавлять по 20 млн, и это позволит увеличить мощности портов региона до 300 млн тонн к 2030 году.
Общий объем инвестиций, направленных на реализацию крупных проектов по развитию портовой инфраструктуры до 2030 года, составит почти 400 миллиардов рублей. Это приведет к созданию более 5,5 тысяч новых рабочих мест. Надеемся, что благодаря новым проектам мы будем увеличивать таможенные платежи дополнительно на 200 млрд ежегодно, достигнув к 2030-му году уровня трёх триллионов рублей в год. Поступления в бюджет с лихвой окупят расходы на инфраструктуру, обеспечат прирост федерального бюджета на долгие годы.
— Объемы грузов, направляемых в Китай, растут. Скажите, как развивается железнодорожный комплекс, требующий увеличения пропускной способности в связи с увеличением грузооборота?
— Как я уже сказал, 150-миллионные мощности приморских портов в ближайшие пять лет удвоятся, и провозных возможностей железной дороги не будет хватать. Поэтому надеемся, что в РЖД будут направлены дополнительные средства для масштабного расширения Восточного полигона. Этот проект принесет быстрый эффект и окупится.
Благодаря совместной напряжённой работе Минтранса России, РЖД, приморских портов и логистических компаний регион в целом справляется с ростом грузопотока. Несмотря на существующие сложности регион в целом справляется со стоящими перед ним задачами. За первое полугодие на станциях Дальневосточной железной дороги в Приморском крае погружено 11,8 млн тонн различных грузов, что на 24% больше, чем за такой период прошлого года.
Возрастающие объёмы перевозки грузов требуют увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, своевременной реконструкции и технического переоснащения автомобильных пунктов пропуска на границе с Китаем. Мы работаем над этим совместно с Правительством Российской Федерации. Второе большое направление — обеспечить доступность международных пунктов пропуска. В течение четырех лет их мощность вырастет в десять раз — со 120 до 1300 автомобилей в год. Приморский край ведет проектирование подъездов ко всем пунктам пропуска, часть проектно-сметной документации уже готова. Стоимость первоочередных объектов — 15,8 миллиарда рублей.
— Вы неоднократно говорили о необходимости продления времени работы погранпереходов на границе РФ и КНР в Приморье для увеличения грузо- и пассажиропотока. Ожидаются ли такие шаги и когда могут быть приняты эти решения?
— Приморский край регион приграничный, огромное значение имеют автомобильные и железнодорожные пункты пропуска, их деятельность наиболее востребована населением и бизнес-структурами региона. В прошлом году благодаря принятым мерам удалось увеличить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска по количеству грузовых автотранспортных средств на 77%, почти до 20 тысяч автомобилей, по грузам — на 23,5%, до 1,1 млн тонн. Через железнодорожные пункты пропуска за этот же период грузопоток увеличился на 6%.
Мы понимаем, что этих объемов недостаточно. Поэтому мы предложили продлить время работы автомобильных пунктов пропуска, расположенных на границе с КНР в Приморском крае (Пограничный — Суйфэньхэ, Краскино — Хуньчунь, Полтавка — Дуннин, Турий Рог — Мишань) на четыре часа с перспективой их дальнейшего перевода на круглосуточный режим работы. Этот вопрос будет рассмотрен на очередном заседании рабочей группы комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.
— Приморский край становится фактически воротами России на Восток и «точкой входа» всех логистических маршрутов — для этого важна развитая портовая инфраструктура, современные пункты пропуска, сервисные и логистические центры. Какие меры в регионе уже предпринимаются в этой части и есть ли в Приморье долгосрочная программа по развитию логистики?
— Правительство края по поручению Президента страны совместно с федеральными органами власти разрабатывает программу ускоренного развития региона. После её реализации будет увеличен грузооборот в 2 раза — со 149 до 300 млн тонн. За счет роста контейнерного импорта многократно вырастут таможенные доходы федерального бюджета. При этом в разы увеличится масштаб экономики с увеличением ВРП до трех трлн рублей. В этой связи требуются существенные вложения в инфраструктуру — в развитие Восточного полигона, реконструкцию автомобильных дорог, модернизацию пунктов пропуска, строительство энергообъектов.
В июне этого года прошла встреча с председателем Правительства Приморского края Веры Георгиевны Щербина с министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Олеговичем Чекунковым, в ходе которой мы презентовали проект нашей программы. Он был высоко оценен, одобрены выбранные подходы, отмечена значимость реализации инвестиционных проектов. В дальнейшем программа будет усилена блоком по развитию туристической отрасли. Особое внимание в программе уделяется Хасанскому муниципальному округу — это территория, где одновременно проходит сухопутная государственная граница Российской Федерации с КНР и КНДР, находятся наземные и морские пункты пропуска. Драйверами развития округа в области транспорта и логистики будут являться такие инвестиционные проекты, как строительство многофункционального морского терминала «Славянка» на искусственном земельном участке на водном объекте в границах морского порта Посьет, перегрузочных комплексов навалочных и контейнерных грузов в районе Славянки, универсального морского перегрузочного комплекса в Славянке и таможенно-логистического терминала с зоной ожидания перед МАПП «Краскино». Положительный экономический эффект для развития территории также дадут инвестиционные проекты, которые планирует реализовать компания «Евросиб», нацеленные на развитие и модернизацию железнодорожной инфраструктуры в направлениях КНР и КНДР. Суммарный объем инвестиций по этим проектам составит 43,2 миллиарда рублей.
Сейчас ключевое мероприятие программы — развитие логистики на востоке края, которая генерирует более 70% регионального и 10% национального грузооборота. На этом направлении заявлено 23 новых проекта, они обеспечат таможенные сборы более 2-х трлн рублей ежегодно. Это порты Суходол, Аврора, Коулстар, Легендагро, Вера, ВСК, а также крупнейший в стране транспортно-логистический центр «Артем» на 1 миллион контейнеров, судостроительный комплекс «Звезда» и Приморский металлургический завод.
— Если говорить о туризме, каких изменений в этой сфере стоит ждать? Они направлены больше на внутренний туризм или на иностранных гостей? Планируется ли открытие новых международных авиарейсов?
— Мы рассчитываем, что в этом году в Приморье примет более 3,5 млн туристов, за первое полугодие совершено уже более 1,1 млн турпоездок. У нас прекрасное географическое положение, есть море, потрясающие видовые панорамы, бухты, острова, морепродукты. И гостеприимство приморцев. Мы развиваем разные форматы туризма — пляжный, этнографический, гастрономический, экологический, событийный, спортивный. Для жителей Сибири и Дальнего Востока — это ближайшая возможность отдохнуть на морских пляжах. Средняя температура воды в сезон составляет около 23 градусов, что, скажем, для сибиряков вполне комфортно. Летом довольно много солнечных дней, пляжный сезон длится примерно с 15 июня до 15 сентября. К нам едут путешественники не только из России, но и из Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Японии, других стран.
Мы, конечно, ждем полного возобновления безвизового группового туризма между Россией и КНР, а также введения единой электронной визы, что повысит доступность нашего региона для иностранных туристов. Но, конечно, индустрию гостеприимства нам предстоит еще развивать. Не хватает номерного фонда. Поэтому сейчас край принимает активное участие в программах Минэкономразвития и корпорации «Туризм.РФ», которые предусматривают стимулирование инвестиций в отечественную туриндустрию.
По поводу планов на будущее, конечно, необходимо отметить планы по созданию круглогодичного морского курорта в Хасанском округе. Сейчас в рамках исполнения поручения Президента России Владимира Владимировича Путина планируется создать пять таких курортов в стране и, конечно, Приморье было выбрано для размещения одного из них. Могу сказать, что инвесторы поверили в туризм в Приморье. Поверили и туристы, и это служит импульсом для его развития. С января по июнь уже более 1 миллиарда рублей поступило от предприятий туротрасли в виде налогов.