Ученые обнаружили следы древних людей на Камчатке
Стоянка древних людей была обнаружена при раскопках на территории Елизовского района. Археологи из Института археологии Российской академии наук посчитали, что интересным артефактам около 2 тысяч лет. Об этом сообщает ИА «Сопки».
Как рассказали специалисты из службы охраны объектов культурного наследия Камчатского края, специалисты смогли достать из-под слоя земли более 100 предметов.
«В результате раскопок было найдено более 150 артефактов. Данные предметы будут переданы в Камчатский краевой объединенный музей после изучения, описания и проведения определенных анализов», — сообщили ИА «Сопки» ученые.
Интересно, что сохранились не только предметы быта, но и среди находок были обнаружены и кальцированные кости животных, орудия труда из базальта, обсидиана и халцедона. Это наконечники стрел, ножи, тесла, скребки, а также многочисленные отходы каменного производства. Культурный слой может быть датирован первыми веками нашей эры и относится к тарьинской археологической культуре. Ее носителями считают древних ительменов — коренных жителей Камчатки. Уточнить датировку поселения позволило сотрудничество со специалистами Института вулканологии ДВО РАН.
Отметим, на территории Камчатского края находятся 712 выявленных объектов археологического наследия, которые подлежат государственной охране. В основном, это стоянки древних людей эпохи палеолита и неолита.
Так, в Петропавловске-Камчатском было найдено 29 объектов, два в Елизовском районе. Три объекта в Усть-Камчатском районе, том числе ушковская стоянка эпохи палеолита и неолита. Объекты археологического наследия есть в Тигильском, Пенжинском, Карагинском, Усть-Камчатском, Быстринском районах.
Каждый из них внесен в Единый реестр ОКН, имеет паспорт, границы территории, определен объект охраны, стометровые защитные зоны, собственники имеют охранные обязательства, которые устанавливают требования к сохранению, содержанию и использованию, к обеспечению доступа, к размещению наружной рекламы на ОКН.
Ученые считают, что полуостров был своего рода перевалочной базой для тех древних охотников, которые вслед за дикими животными, по беренгийскому ледяному мосту проникли в Северную Америку сорок тысяч лет назад.
Наиболее древние следы пребывания человека эпохи верхнего палеолита на Камчатском полуострове обнаружены археологами в 18 километрах от поселка Козыревска на Ушковском озере. Это одни из немногих на Дальнем Востоке признаков присутствия столь древнего возраста: оно существовало 13—14 тысяч лет назад, а возможно, и раньше.
Один из древнейших народов Камчатки — коряки. Как полагают исследователи, этот народ появился на полуострове более 15-ти тысяч лет назад. Наряду с нивхами, которые сегодня живут в Хабаровском крае и на Сахалине, и айнами, коряки — создатели Охотской культуры, ставшей своего рода первоэлементом для всех народов Дальнего Востока, включая Корею и Японию.
Так или иначе, в течение XVIII века исконное население долины реки Камчатка практически исчезло, и позже в этих местах жили камчадалы – потомки местного населения и переселенцев.
Сегодня принято выделять 4 группы коренных народностей Камчатки. Они присутствовали в списке выше и подчеркнуты. Да, у коряков, эвенов, чукчей, ительменов имеется и собственная неповторимая культура, и язык, и древние традиции с обычаями.
Коряки - это основное население, обитающее на севере Камчатки с собственным автономным округом. Если «копнуть» семантику названия народа, то, по мнению Крашенинникова и Стеллера, корни лежат в слове «хора», то есть «олень». Коряки сами себя так никогда не называют. Вообще тема названий очень интересна и глубока. Так, обитатели побережья всегда называли сами себя нымыланами, что означает в переводе на русский язык - «обитатели оседлых селений», а кочевники, занимающиеся выпасом оленей в тундре, говорили о себе, как о «чавчувенах», что переводится просто «оленные люди»!
Коряки замечательно разбираются в множестве домашних промыслов. Эти жители режут по дереву и кости, обрабатывают металлы, создавая известные по всему миру паренские ножи, а также изготавливают национальную одежду и ковры, вышивают бисером.
Чавчувены, являющиеся коренными жителями Камчатки, сделали оленеводство своим основным промыслом. Более того, по сути, оно было единственным, так как олень, это животное, смог дать им и еду, и одежду (кухлянки, малахаи, трбасы шились из шкур), и жилье, так как яранги строились также из шкуры оленя, плюс, из костей мастера создавали орудия труда. Естественно, олени же выступали и в качестве средства передвижения для коряков.
Что касается ительменов, то название народа можно перевести, как «живущие здесь». Очень символично. Следует отметить и границы расселения, где южная - это мыс Лопатка, а северная - реки Тигиль и Ука.
В теплое время года ительмены проводили все время на воде. Они передвигались по рекам на изготовленных собственноручно из древесины тополя лодках-батах колодообразной формы. Занимались племена ловлей рыбы, опять же сетями из крапивы. Но также они и строили на реках ловушки.
Познакомиться лично с народами можно на стойбищах:
1. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС «КАЙНЫРАН»
Как добраться: стойбище находится в километре от знаменитых термальных источников «Зеленовские озерки», до которых из Петропавловска-Камчатского ходят рейсовые автобусы.
2. ЭТНОДЕРЕВНЯ «ПИМЧАХ»
Как добраться: этнодеревня находится в Елизовском районе рядом с селом Сосновка. До села от Елизово ходят маршрутные автобусы. От Сосновки до «Пимчах» ведет грунтовая дорога, расстояние – около 6 км.
3. ЭВЕНКСКОЕ СТОЙБИЩЕ «МЭНЭДЕК»
Как добраться: стойбище расположено в двух километрах от села Анавгай в Быстринском районе Камчатки. Из Петропавловска-Камчатского через Анавгай ходят рейсовые автобусы до Эссо.
4. ПАЛАНА
Как добраться: из Елизовского аэропорта в Палану за 3,5 часа можно долететь на самолёте и вертолёте.
5. КОРЯКСКОЕ СТОЙБИЩЕ «ЧАУ-ЧИВ»
Как добраться: стойбище находится в поселке Эссо на Березовой улице, 14/1. Из Петропавловска-Камчатского до Эссо ходят рейсовые автобусы.