Камчатская «Школа защитников природы» призвана стать федеральным проектом
Это заявление сделал руководитель Кроноцкого заповедника Петр Шпиленок.
Напомним, что заявление было озвучено в рамках пресс-конференции, посвящённой старту нового сезона уникального природоохранного образовательного проекта. В ней приняли участие ведущий специалист проекта «Школа защитников природы» Дарья Филиппова, преподаватель Школы, доцент МГУ Варвара Сажина и выпускница Школы, волонтер Екатерина Провоторова. Спикеры рассказали, как прошёл пилотный сезон обучения, почему подобный эколого-просветительский проект важен для Камчатки, а также поделились планами на новый учебный год.
Как рассказывают организаторы проекта «Школа защитников природы» направлена на подготовку кадрового резерва для природоохранных организаций Камчатки, усиление охраны заповедных территорий, повышение уровня экологической культуры населения, вовлечение общественности в решение экологических проблем. На сегодня разработано три программы обучения: для эковолонтеров, заповедных гидов и государственных инспекторов особо охраняемых природных территорий. В Школе уже прошли обучение более 100 волонтёров из разных регионов России и более 30 инспекторов камчатских ООПТ.
Проект стартовал в конце 2020 года. Его реализуют ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник», Правительство Камчатского края и Ассоциация особо охраняемых природных территорий Камчатского края. Как рассказали организаторы, подобных образовательных проектов в России больше нигде не найти.
По словам директора ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Пётра Шпиленка, специалисты в заповедной отрасли уже давно столкнулись с тем, что, только сохраняя природу в рамках одной территории — заповедника или национального парка — не получаем достаточных результатов.
«Охрана окружающей среды становится делом всё более глобальным и сложным. Влияют изменения климата, действия бизнеса и общества в масштабах всей страны. Нужно вовлекать в сохранение природы буквально каждого. А у нас пока такой стереотип (и это доказывают исследования), что общество снимает с себя ответственность и считает решение экологических проблем делом государства. Школа защитников природы была создана для того чтобы разрушить этот стереотип и научить людей грамотной, деятельной и эффективной помощи природе», — рассказал он.
Как подчеркнул Шпиленок, государство не способно полностью решить проблемы экологического характера только через бюрократические, административные функции. Для этого необходимо объединить и научить действовать вместе государство, бизнес и общество.
«Успеха можно добиться только при наличии синергетического эффекта: мы, то есть население, государство и бизнес, вместе, и тогда наши возможности увеличиваются. Причём поддержки пассивной недостаточно, будь то разговоры на кухне или лайки в сети. Нужно действовать. Школа защитников природы именно для этого и развивалась. Надеюсь, в ближайшем будущем мы станем федеральным, общероссийским проектом, центром компетенций, который объединит разные силы, даст прикладные инструменты для решения экологических проблем и при поддержке государства и бизнеса поможет многим мотивированным людям в разных уголках страны защищать и сохранять природу», — резюмировал директор заповедника.
Ведущий специалист проекта «Школа защитников природы» Дарья Филиппова рассказала: проект динамично развивается с каждой сменой. Если в прошлом учебном году выпускниками Школы стали около 130 любителей природы, то в этом году планируется охватить не менее 200 человек. Обучение бесплатно и по большей части проходит онлайн. Поэтому заявки уже подают со всей России. Желающих в разы больше, чем мест в смене, в связи с этим введен конкурсный отбор.
«У нас сейчас уже третья версия конкурсной анкеты, мы долго ее разрабатывали, даже воспользовались помощью психолога, чтобы выявить и мотивацию, и личные качества волонтеров. При этом мы отдаем приоритет жителям региона: если на одно место претендуют одинаково сильные волонтер с Камчатки и волонтер из другой части России, мы возьмем камчатца», — сообщила Филиппова.
Выпускники Школы защитников природы получают знания о природе Камчатки и о современных инструментах защиты и сохранения природных богатств. Преподаватели школы – авторитетные российские эксперты в сфере охраны природы, туризма и экологического просвещения. По словам доцента МГУ Варвары Сажиной: «Онлайн образовательная программа длится около трех недель, это не скучная лекционная программа, а общение с преподавателями, семинары, и конечно, творческие домашние задания».
Предметы в Школе самые разные: от того, как «устроены» экосистемы, что такое биоразнообразие и каковы особенности правильного обращения с мусором, до того, как построить экологическую тропу, что делать, если ты встретил медведя, и как на самом деле устроены знаменитые камчатские вулканы.
Выпускники, успешно освоившие теоретическую часть, смогут поехать на практику на ООПТ Дальнего Востока. Как, например, волонтер Школы Екатерина Провоторова, которая поделилась опытом практики в природном парке «Вулканы Камчатки». За месяц девушке удалось поработать с туристами, создать мини-минералогический музей, помочь парку с благоустройством, и конечно, осмотреть все его красоты. Волонтеры, которые регулярно участвуют в активностях Школы, в этом году получат доступ к особому Сообществу защитников природы. Также успешные выпускники получают приоритет при поступлении в штат природоохранных организаций, поддержку при разработке и реализации экологических проектов.
Для справки:
У Кроноцкого заповедника есть 4 миссии
Первая. Сохранение природных комплексов Кроноцкого, Корякского заповедников, Южно-Камчатского заказника и сопредельных территорий. Масштабы и скорость, с которой человечество трансформирует территории дикой природы таковы, что заповедники становятся чуть ли не единственными гарантами сохранения первозданных природных комплексов. Роль камчатских заповедных территорий глобальна и значима для планеты в целом. Обширные ненарушенные участки дикой природы Камчатки играют важнейшую роль в стабилизации климата, продуцировании чистого воздуха, воспроизводстве промысловых запасов, сохранении пресной воды и биологического разнообразия.
Вторая. Создание общественной поддержки заповедных территорий как объектов национального достояния. Некоторые уголки первозданной дикой природы Камчатки были заповеданы людьми не от людей, а для людей. Наша цель – помочь обществу понять эту истину и привлечь как можно больше людей к природоохранной деятельности. Только широкая общественная поддержка заповедного дела, любовь и уважение к дикой природе, готовность общества защищать свое национальное природное достояние обеспечат сохранность заповедных территорий Камчатки и защитят их от посягательств тех, кто преследует сиюминутные выгоды.
Третья. Формирование экологического сознания и развитие экологической культуры общества. От сохранности дикой природы зависит, выживет ли человечество и в каком мире оно будет жить. Заповедные территории – не просто гектары леса. От их существования зависит качество жизни нынешнего и многих будущих поколений, их физическое и нравственное здоровье, сохранность культурных, идейных и эстетических ценностей. Сможем ли мы передать своим детям и внукам уникальное сокровище – дикую природу? Сможем, если бизнес станет экологически ответственным, природопользование – рациональным, а сознание каждого человека – экологичным.
Четвертая. Экспертное содействие в решении экологических проблем. Наша организация – высокопрофессиональное экспертное сообщество с большим опытом природоохранной работы, который выходит за рамки вверенных нам природоохранных территорий. Мы стремимся содействовать решению региональных и российских проблем, связанных с экологией, природопользованием, сохранением редких и промысловых видов, подготовкой профессиональных кадров в сфере управления природными ресурсами и экологическим воспитанием подрастающего поколения