Хабаровский процесс 1949 года будут изучать по новым методикам
В краевом музее имени Н. И. Гродекова в Хабаровске презентовали очередной выпуск всероссийского научно-теоретического и методического журнала «Преподавание истории в школе».
Главной темой номера стал Хабаровский процесс 1949 года. На страницах издания авторы выразили свои идеи о значении этого события для современного мира, напомнили о том, что предавать забвению преступления против человечества недопустимо.
– Для того, чтобы правильно рассказывать детям о событиях Хабаровского процесса, необходимо было тщательно подготовиться. На международном научно-практическом форуме в сентябре прошлого года мы обсуждали все аспекты, вырабатывали единые подходы, закладывали базис будущих методических проектов. Все эти идеи вошли в журнал. Мы не должны забывать о том, что именно знание истории позволяет людям делать соответствующие выводы и прогнозы для дальнейшего развития общества, – подчеркнула заместитель министра образования и науки Хабаровского края Юлия Зотова.
В журнале опубликованы статьи ученых-историков, краеведов, культурологов, учителей Хабаровского края. Авторы рассказывают о том, как «процесс» освещался в российской и зарубежной прессе того времени, какие документы сейчас находятся в архиве и доступны к изучению. Также журнал содержит методику подготовки школьных уроков, творческих занятий на эту непростую тему, опыт организации поисково-исследовательской деятельности у подростков.
По словам авторов, информация будет полезна школьникам 10–11 классов, которые изучают мировую и отечественную историю XX-XXI веков. Также с этими материалами могут работать девятиклассники в формате внеурочной деятельности.
– Как историку, мне было известно о Хабаровском процессе 1949 года, но до участия в прошлогоднем международном форуме, я не очень плотно с ней сталкивалась. Встреча с коллегами открыла для меня целый спектр педагогических решений, которые можно применять на уроках. Признаюсь, что меня трогают и удивляют размышления моих учеников. Дети чувствуют всю серьезность этого события, рассуждают, как взрослые люди. Ярким примером их заинтересованности и погруженности в тему является тот факт, что соавтором одной из статей журнала стала моя ученица, учащаяся 11 класса София Костюк, – поделилась мнением учитель истории школы № 3 рабочего поселка Хор, одна из авторов выпуска журнала «Преподавание истории в школе» Жанна Кирьянова.
Напомним, сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны является одной из приоритетных задач федерального проекта «Без срока давности». Инициатива включает в себя конкурсы сочинений и студенческих театров, музейно-выставочную деятельность, архивные исследования и многое другое.
Также теме геноцида советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов будет посвящен День единых действий, в рамках которого 19 апреля в регионе пройдут выставки архивных материалов и документов. Для педагогов будет организован форум, где они обсудят воспитательную составляющую уроков истории в школах и роль Хабаровского края в борьбе с фашистскими захватчиками.