Вся Россия без бензина: Хабаровские автомобилисты оказались заложниками всероссийского дефицита топлива
Власти региона уже подключили правительство РФ и УФАС для решения топливного кризиса
Михаилу Дегтярёву, работая совместно с остальными профильными ведомствами, удалось стабилизировать сложившуюся ситуацию на АЗС региона. Так, на днях бензин был завезен на заправки Ванинского и Совгаванского районов. Также высокая потребность в АИ-92 и АИ-95 была сбита и в крупных городах.
Сегодня утром, 12 февраля, врио губернатора региона подписал распоряжении о создании оперштаба по решению вопросов снабжения населения автомобильным топливом. Эта мера необходима, так как ситуация с бензином до сих пор окончательно не решена и выход из кризиса не зависит от региональных властей.
Несмотря на это Михаил Дегтярев по-прежнему пытается в ручном режиме решить проблему в Хабаровском крае, который оказался с головой погружен во всероссийский топливный кризис.
Так, еще осенью 2020 года под влиянием изменения конъюнкты вырос спрос на нефть и моторное топливо на мировых рынках. В условиях роста цен в валюте и относительно низкого курса рубля для оптовых продавцов стало выгоднее продавать топливо на внешние рынки, чем на внутрироссийский – через биржу трейдерам или прямые поставки сетям АЗС. Перенаправление потоков сырья и готового топлива на внешние рынки привело к его дефициту на внутреннем и, как следствие, росту цен и нарушению ритмичности поставок розничным потребителям.
Чтобы улучшить сложившиеся обстоятельства, власти России распорядились увеличить нормы распорядилось увеличить нормы обязательных объёмов продажи на бирже бензина с 10 до 11%. Однако указанное распоряжение радикально не улучшило ситуацию, лишь частично стабилизировав биржевые цены. Не помог здесь и механизм демпфера, призванный через сборы с нефтяников с помощью налоговой ставки регулировать потоки, направляемые на внешний и внутренний рынки.
Как ранее сообщал «КоммерсантЪ», государство должно компенсировать компаниям часть потерь от продажи топлива внутри страны через демпфер, но в январе именно компании заплатят по этому механизму в бюджет.
К сожалению, два не очень позитивных события совпали: рост цен на топливо с его дефицитом на розничных АЗС из-за начала модернизации оборудования на ХНПЗ. Так, аналогичные проблемы отмечались и в других регионах Дальнего Востока и страны в целом, не входящих в географию поставок Хабаровского НПЗ.
Например, в начале февраля 2021 года портал «Бизнес.Онлайн» сообщал о том, что «в условиях дефицита топлива на внутреннем рынке его оптовая цена превысила розничную, и автозаправочные станции работают в убыток, а их сотрудники выдвигают требования властям». В своих требованиях розничные АЗС республики Татарстан указывали на необходимость увеличения производства бензина внутри страны. По информации издания, особенно тяжелая ситуация сложилась в регионах, куда моторное топливо поступает с удаленных от них нефтеперерабатывающих заводов.
Перебои с поставками топлива и стремительный рост цен на них, по данным «Московского Комсомольца», наблюдались и в Новосибирской области. Более короткое транспортное плечо не позволило полностью парализовать розницу, однако нехватку топлива жители региона всё равно успели ощутить.
Похожая ситуация складывалась и в Амурской области. Губернатор региона Василий Орлов даже попросил жителей региона запастись терпением и отложить дальние поездки. Кроме того, на местных барахолках появились объявления о продаже бензина по цене в 100 рублей за 1 литр.
В подобном состоянии находятся и власти Забайкальского края, на заправках которого ощущаются перебои топлива и ощутимо выросли цены. Максимальная розничная цена на Аи-92 и Аи-95, например, зафиксирована в Каларском районе Забайкалья - 51,65 рубля и 54,85 рубля за литр соответственно. На дизельное топливо - в Газимуро-Заводском, Калганском и Нерчинско-Заводском районах, где она составила 59,8 рубля за литр. По данным правительства края, на данный момент бензин Аи-92 продается в среднем от 44,21 рубля до 50,48 рубля за литр, Аи-95 - от 46,45 рублей до 52,99 рубля за литр, дизтопливо - от 51,6 рубля до 58,25 рубля за литр.
Многочасовые очереди и отсутствие популярных марок бензина несколько недель отмечались в Приморском крае. Даже приехав на АЗС в 2 часа ночи автомобилисты сталкивались с очередью из нескольких десятков машин.
Таким образом, Хабаровский край и ситуация с топливом в нём оказалась далеко не уникальными в масштабе страны. Вместе с тем, несмотря на дефицит полномочий по регулированию топливного рынка глава Хабаровского края Михаил Дегтярёв направил вице-премьеру РФ Александру Новаку ряд предложений, призванных улучшить ситуацию со снабжение региона топливом и не допустить его дефицита на розничных АЗС.
В ситуации уже разбираются федеральные ведомства и УФАС. В обозримой перспективе выход, устраивающий властей регионов, правительство и автомобилистов будет найден.