Специалисты считают, что от повторения дефицита топлива спасут запасы, а от роста цен на бензин - государство
Эксперты высказались о топливном кризисе в Хабаровском крае
В регионе продолжается сложная ситуация с бензином на АЗС несмотря на то, что ХНПЗ еще на прошлой неделе начал выпуск топлива. Сложнее всего приходится сейчас северным районам края. Помимо этого автомобилисты края ощутили еще и рост цен на АИ-92 и АИ-95, которые по словам экспертом никак не связаны с дефицитом топлива и данные трудности характерны сейчас для большей части России.
На решении проблемы дефицита бензина в отдаленных северных районах края сегодня сосредоточены усилия властей Хабаровского края. Вопрос находится на личном контроле врио губернатора Михаила Дегтярёва.
Сложность заключается еще и в том, что повышение стоимсоти бензина на АЗС и перебои с поставкой связаны с рядом других факторов, которые имеют влияние практически на все регионы страны. Так, рост цент связан с поставками топлива в сторону внешнего рынка в ущерб внутреннему. Помимо этого поменялась схема продажи мелкооптовых партий нефтепродуктов, теперь большинство заводов не отгружают их напрямую, а реализуют через биржу, что увеличивает сроки закупки, усложняет логистику и, как следствие, приводит к удорожанию конечного продукта.
По словам члена Экспертного совета при губернаторе Хабаровского края Юрия Матвеева, власти региона должны извлечь урок из сложившейся ситуации.
«Несмотря на то, что проблема в целом намного шире, я согласен с врио губернатора Михаилом Дегтярёвым в том, правительство края должно сделать для себя определенные выводы. На краевом уровне есть над чем работать, чтобы не впредь не допустить подобных кризисов. Необходимо усилить контроль за отраслью, постоянно держать руку на пульсе, анализировать ситуацию, прогнозировать и учитывать риски, создавать подушку безопасности в виде запасов топлива на случай нарушения ритмичности поставок. Топливный рынок - очень тонкая вещь, и нужно научиться умело дирижировать процессами. И тогда есть шанс создать в регионе систему, которая не будет сбоить, даже если на общефедеральном уровне будут происходить колебания", - поделился своим мнением Юрий Матвеев.
Также он отметил, что в Хабаровском крае суровая зима и к ней нужно очень тщательно готовиться. Любой сбой в поставках топлива в холодное время года, будь то автомобильный бензин или горючее для ЖКХ, чреват серьезными социальными кризисами. Для Хабаровского края и дальневосточных субъектов в целом необходимы особые условия обеспечения энергоресурсами, считает эксперт.
Другой специалист, председатель Регионального объединения работодателей «Союза работодателей Хабаровского края» Сергей Смоленцев считает, что до топливного дефицита все были очень расслабленными. Но больше такими быть нельзя.»
«Мы все слишком доверились так называемой невидимой руке рынка - все хорошо, все продается, все работает. Никаких неприятностей, все ровно. Постоянным потоком на автозаправочные станции поступает топливо от производителей, разливаются в баки машины и едут. По итогу этого урока я бы рекомендовал и региональным властям, и производителям, и топливным трейдерам задуматься о необходимости создания неснижаемого запаса топлива. Оказалось, что его нет. Все работают с колес», - считает Сергей Смоленцев.
Что касается роста цен на бензин, то здесь, по мнению специалистов, должно вмешаться государство, иначе такие обстоятельства приведут к печальным последствиям.
По мнению сопредседателя хабаровской организации «Деловой России» Сергея Степанова, увеличение мировых цен на нефть для государства – это хорошо, так как растут поступления в бюджет. Однако в результате ситуация транслируется на внутренний рынок нефтепродуктов в сторону увеличения цен точно также, как это недавно было с биржевой группой продовольственных товаров.
«Наша нефтянка воспользовалась ситуацией, а население и бизнес страдает, - отмечает Сергей Степанов. – Это тревожит, потому что отрасль в значительной степени монополизирована, и конкуренциях на этом рынке не работает. Нужно понимать последствия. Повышение стоимости ГСМ неминуемо приведет к повышению стоимости всех групп товаров, а это шаг к росту инфляции, которая захватит страну в целом. Поэтому, на мой взгляд, государство должно вмешаться в ситуацию, как оно вмешалось с продуктами питания, и остановить неконтролируемый рост цен на топливо».
Напомним, что врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярёв на федеральном уровне добивается фиксации Хабаровским и Комсомольским НПЗ объемов реализации автомобильных бензинов через биржу за одну торговую сессию с учетом потребности дальневосточных регионов. Соответствующее обращение направлено на имя заместителя председателя Правительства РФ Александра Новака. Оно также содержит предложение рассмотреть возможность субсидирования затрат на перевозку топлива на Дальний Восток по железной дороге.