Кризис поможет: дефицит бензина на Дальнем Востоке позволит найти эффективные модели управления экономикой
Несовершенство экономического механизма стало причиной дефицита бензина в Хабаровском крае и других регионах Дальнего Востока. Такое мнение выразил эксперт, сообщает ИА "Сопки".
По словам кандидата экономических наук, советника научного руководителя Института экономических исследований ДВО РАН, председателя общественного совета при министерстве экономического развития Хабаровского края Олега Рензина, региональные власти, даже при всем желании не смогли бы повлиять на данную проблему.
«Сама по себе ситуация, которая сложилась на данный момент в Хабаровском крае, а также в ряде соседних субъектов, - это история не про бензин и не про отдельные регионы. Это история про изъяны того экономического механизма, который сформировался и действует на данный момент в России. Ведь посмотрите, в конце прошлого года аналогичный сбой был с растительным маслом, а также с сахаром. Сейчас на повестке дня бензин. В какой отрасли и с каким продуктом рванет завтра, мы предугадать не можем. При этом надо помнить, что топливно-энергетический комплекс - одна из самых зарегулированных на федеральном уровне отраслей, региональные власти здесь по большому счету мало на что влияют, у них попросту нет полномочий. Так уж сложилось в нашей стране, и этому тоже есть свои причины. И с бизнеса тоже спроса нет – его задача производство и сбыт продукта», - говорит Олег Рензин.
Также он добавил, что экономика страны в данный момент уже не плановая, но до сих пор полноценно не рыночная. На это указывает то, что рыночные механизмы ограничены госрегулированием.
«Тут схлопнулся воедино целый комплекс факторов, которые относятся в первую очередь к управлению экономикой. Ситуация выявила не заметные ранее несовершенства действующих макроэкономических моделей. Рынок может и хотел бы отреагировать на ситуацию и выйти с предложением туда, где образовался повышенный спрос, но ввиду ценовых ограничений, участникам рынка это в данном случае просто невыгодно. Вот и получается, что мы попали ровно в этот зазор, где уже не план и еще не рынок», - считает экономист.
Эксперт подчеркивает, что дефицит тех или иных продуктов поможет найти в стране новые эффективные модели управления экономикой в России. Возможно, это приведет к усилению роли региональных властей в вопросах экономического регулирования непосредственно на территориях субъектов РФ.
Напомним, нехватка бензина на АЗС Хабаровского края была вызвана плановой остановкой ХНПЗ из-за работ по модернизации производства. На сегодняшний день руководство предприятия уже сообщило правительству края о том, что подача бензина АИ-92 уже восстановлена.
«Согласно производственному графику Хабаровским НПЗ планируется ежесуточная выработка бензинов АИ-92 и АИ-95 по тысяче тонн, что полностью восполнит потребности Хабаровского края", - сообщил и.о. председателя краевого комитета по развитию ТЭК Александр Чипизубов.
Кроме того, в ночь с 3 на 4 февраля на нефтебазу ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" поступило 400 тонн бензина со складов Росрезерва. В настоящее время в пути сейчас находится еще 2 200 тонн бензина АИ-92, приобретенного компанией "Нефтегазхолдинг" на нефтеперерабатывающих заводах Сибири.